MENU

История села


   Дубское расположено в восточной части Перевозского района на правом берегу реки Пьяны, оно раскинулось на 3,5 км вдоль железной дороги Москва-Казань. Село электрифицировано, газифицировано, имеет 309 хозяйств, около 800 жителей и является центром Дубской сельской администрации и сельскохозяйственной артели «Самородок».
   Село Дубское, хотя и схоже с другими населенными пунктами района, в то же время, имеет свои неповторимые черты. Индивидуальность села определяют культура, традиции, трудолюбие, доброжелательность, справед-ливость, любовь к природе, семейный уклад. Дубские крестьяне издревле отличались от окружающих селян сплоченностью, дружбой, открытостью.

   Почему село называется Дубское, как оно зародилось? Архивно-лето-писных сведений на этот счет не обнаружено. Но в народе бытуют две версии происхождения названия села.
   Версия первая. В связи с открытием в 1523 году ярмарки в городе Василе Курмышского уезда, а затем и Макарьевской яр-марки в 1614 году резко оживилось движение торгового люда, особенно по тракту Шатки-Смирново-Ичалки-Б.Кемары-Б.Мурашкино-Лысково-Василь. Тракт про¬ходил через реки, где и возникли постоянные переправы. А так как подходы к одной из переправ на реке Пьяне проходили через вековые дубовые рощи, то ее нарекли Дубской, и образовавшееся возле переправы поселение приобрело такое же название.
   Вскоре после возникновения постоянных переправ через реки государство стало при них содержать острожки (небольшие военные крепости). При острожках стали появляться поселения. В селе Дубское есть Острожный порядок, что подтверждает наличие переправы и ос¬трожка. Следовательно, логично предположить, что село Дубское основано в первой половине XVII века.
Версия вторая. Напротив села Дубское в трех километрах на лево-бережье Пьяны располагается село Бакалды. Название этого поселения имеет татарское происхождение: «бакал ды» означает «глубокая яма». На этом месте в XIV-XV веках был центр татарского оброчного стана. Радиус сбора ясака (налога) был равен 40 верстам. Через реку Пьяну для этого была установлена постоянная переправа (перевоз), обслуживаемая русскими и получившая название «Дубская», так как здесь росла дубовая роща.
   Версии сходны, только первая относит основание села к первой поло-вине XVII века, а вторая - к концу XIV - началу XV веков.
Так или иначе, первые убогие, грязные, закопченные избенки-полу-землянки были построены там, где сейчас размещается Полденный порядок, и вокруг острожка (Острожный порядок). Постепенно селение увеличивалось и благоустраивалось. Современные бытовые условия дубчан практически ни¬чем не отличаются от городских. В каждом благоустроенном доме газ, сверкающие белизной холодильники, стиральные машины, цветные телевизоры, у мно¬гих жителей села есть свои автомобили.
   В 1821 году в селе построена каменная церковь и началось надомное обучение детей грамоте. С 1876 года занятия грамотой при церкви стали систематическими. С 1894 года обучать детей стал постоянный учитель. Церковь просуществовала до начала 30-х годов XX столетия. В 1990 году восстановлена.
От того, что было, до того, что есть сейчас - многовековой временной интервал, заключающий перенесенные людьми лишения, полную не-грамотность, бескультурье. Улучшение социально-экономических условий меняло людей: положительно сказывалось на их отношении к односельчанам, к собственности, окружающей природе. Изменялось и отношение человека к труду и результатам труда.

Галерея


 

 

 

Используются технологии uCoz