MENU

История села


   Палец - одно из древнейших селений Перевозского района. Его основание относится едва ли не к XIV столетию. Первоначально, в течение двух веков называлось Левонтьевой деревней, в честь своего основателя, и было государственным поселением. Судя по клировым ведомостям, в конце XV века в Пальце построена клетская церковь в честь Козьмы и Дамиана. С XVI века в названии села появилась добавка «а Палец тож». В 1618 году село стало вотчиной князя Б.М.Лыкова. В начале XVII века оно являлось одним из административно-духовных центров Нижегородского уезда. Это стимулировало развитие села. По описи 1646 года в нем насчитывался 91 крестьянский и 21 бобыльский двор, а в них около 600 душ обоего пола. В то время в России с таким населением было немало городов. В период черемисских войн в Поволжье село почти все было выжжено, и поэтому число жителей резко сократилось.
   Во второй половине XVII века в селе появились состоятельные торговцы-промышленники, имеющие своих кабальных людей, хотя сами они были крепостными Б.М.Лыкова. После смерти князя Лыкова его нижегородские поместья были отписаны «на государя» и в 1650 году пожалованы князю СА.Урусову, видному чиновнику царского двора середины XVII века. Его сын, князь Ф.С.Урусов, развернул в селе Палец строительство каменной церкви рядом с уже ветхим деревянным храмом. На ее постройку были привлечены люди со всего огромного прихода. Их набралось около двух тысяч. Работа шла быстрым ходом, и в начале осени 1680 года церковь была освящена в честь иконы Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Это особый тип иконы, изображающий Богоматерь с младенцем Христом, сидящим на левом локте Марии со слегка поднятой правой рукой. Вверху иконы изображены склоненные над головой Богоматери архангелы Михаил и Гавриил. Эту икону Федор Семенович Урусов унаследовал от отца и считал ее личной своей покровительницей, а потому спешно и выстроил в ее честь просторную каменную церковь. Ф.С.Урусов передал церкви богатую икону, украшенную алмазами, писанную при царе Михаиле Федоровиче в 1644 году. В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Иосифе, икона перенесена в Москву и встречена царем за Тверским бульваром. На этом месте в Москве впоследствии была построена церковь во имя Божией Матери Одигитрии, а ныне там женский монастырь.
По настоятельным просьбам причта, жителей села Палец, всех прихожан храма 28 июля 1804 года икона со специальным эскортом была возвращена в с. Палец. На поклонение иконе собралось огромное число христиан, в том числе из города Козьмодемьянска. Близ села было устроено грандиозное бого¬молье. Народ был просто изумлен торжественностью, величественностью процесса возвращения иконы Богоматери, которая представляла не только материальную, но и, прежде всего, духовную ценность. Предание утверждает, что в момент помещения иконы на отведенное ей место в церкви многие прихожане видели, как на глазах Богоматери появились слезы и она чуть-чуть вздрагивала, как бы оживая.
Материальная ценность иконы составляла в то время почти два млн. рублей золотом. С момента ее установления в палецкой церкви была введена вооруженная охрана. Вскоре после открытия каменной церкви сход богомольцев решил: построить на месте встречи иконы часовню и ежегодно в девятую пятницу после Великой Пасхи устраивать к часовне крестный ход. Все это было исполнено. Почитание Богоматери и крестные ходы продолжались до 1918 года: с этого года ход был запрещен местной властью, а часовня уничтожена. Палецкая красавица-церковь в советское время формально была отнесена к охраняемым государством объектам, представляющим историческую и культурную ценность. Но за все 74 года Советской власти никаких охранных мер по отношению к этой церкви проведено не было. Более того, чиновники разных уровней постепенно под видом охранного инспектирования растащили все церковные ценности, в том числе и древние книги. В настоящее время здание церкви едва ли может быть конструктивно восстановлено.
   Село Палец славилось не только редкостным Божиим храмом, но и ежегодной трехдневной ярмаркой. Она представляла из себя значительное торжище, расположенное в специальном ярмарочном комплексе. «К 1792 году для торговли был дополнительно выстроен гостиный двор из двух деревянных холодных корпусов для лавок. По сторонам одного из корпусов было построено два здания. Одно - на случай приезда господ Дивовых на ярмарку, т. к. в своем доме они не все умещались, другое - для ярмарочной конторы. Трактиры располагались вдали от торговых строений, позади церковной ограды, на горе. Плата за пользование лавка¬ми в гостином дворе была три рубля и производилась в конце ярмарки. На Палецкую ярмарку приезжали кавказские, астраханские, нахичеванские, нижегородские, городецкие, арзамасские купцы, а также большое число крестьян соседних уездов.    Поэтому ярмарка была очень многолюдной. На ней основными товарами были лошади, упряжь, скобяные изделия, холсты, сладости, зерно, мука. До 1802 года на ярмарке продавались и крепостные. В торговые дни можно было нанять (порядить) батраков для выполнения различных работ. В 1792 году все ярмарочные строения по неизвестной причине сгорели. Перевозский уездный суд в течение нескольких лет разбирал дело о пожаре на Палецкой ярмарке, но виновные так и не были найдены».
   Жители села Палец отличались прямотой, даже в какой-то степени буйством. Очень не любили несправедливость и действовали всегда со¬обща. Этому имеются многочисленные подтверждения. Например, в начале 40-х годов XVII столетия в тюрьме Н.Новгорода одновременно оказались десять крестьян села Палец. В XIX веке в соседней деревне Колотуха длительное время свирепствовал помещик Кушелев. Он содержал своих крестьян в голоде и холоде. Собирать милостыню отпускал только по ночам. Вся округа узнавала колотухинцев по жалкому, болезненному виду. Даже в ночное время им подавали милостыню. Но вот их терпение лопнуло. Летом 1837 года от Кушелева убежали в Заволжье две партии крепостных. Остальным стало еще труднее. Заручившись поддержкой и помощью палецких крестьян, колотухинцы раздобыли бочку пороха и, улучив момент, незаметно подложили её под дом господина. В одну из темных осенних ночей дом Кушелева был взорван, а сам хозяин, выброшенный взрывной волной в окно, дивом остался жив.
   В 1907 году, по научению двух влиятельных сестер Ягодинского монастыря, палецкие крестьяне стали просить помещицу Нарышкину о передаче одной трети ее земли безвозмездно палецкому обществу. Хозяйка не согласилась. Тогда крестьяне, все без исключения, отказали ей в обработке ранее арендованной у нее земли. Как им ни сложно стало после этого, но еще раз на поклон к помещице никто не пошел.
Жизнь палецких крестьян в далеком прошлом была тяжелой и беспросветной. Объясняется это природными и социальными причинами. Во-первых, поля были засорены и малоурожайны, во-вторых, многочислен¬ные подати, налоги, работа в лучшее сельскохозяйственное время на барина отрицательно влияли на результаты труда крестьянина.
Условия жизни людей Палецкой волости, образованной в 1798 году, и после отмены крепостного права оставались удручающими. 

 

 

 


Галерея

Используются технологии uCoz