MENU

История села


В Нижегородской области есть два населенных пункта, название которых происходит от слова «Танай»: деревня Танайка Шарангского района и село Танайково Перевозского района Нижегородской области.

   Танайково. Поселение в те далекие от нас годы было небольшое и называлось Танайково по имени первого владельца Танайки – боярского сына. «Заселение пустоши произошло после великого глада 1601 – 1603 г.г. и представляло из себя слободку.

   Первое летописное упоминание о Танайкове относится к 1616 году. Пустошь, впоследствии нареченная Танайковым, «принадлежала на правах поместья детям боярским Танайке Артанову и Афанасию Моршанину».

…Первые домики будущего села Танайково представляли из себя двухскатные полуземлянки с ориентацией окон на восход солнца. Стены делались из бревен, положенных на мох, а покрывалось помещение лубком. В центре жилья стояли  два-три дубовых опорных столба. Справа по входу – обеденный стол, лавки вдоль стены, молитвенный угол. Слева – большая печь, а перед ней – углубление в полу, где хранились горшки и другая посуда. Пол был глинобитный. Отапливалось жилье по-черному. Над печью размещались полати, сушилы. С учетом  конструкции жилья размещалось оно по рельефному склону так, чтобы «воды всякие» не попадали в помещение.

   Расположились первые поселенцы, танайковцы, на открытом на юг отлоге приволжской возвышенности. Перед взором крестьян с этой горы открывалась панорама лугов, речек, впадающих в реку Пьяну, массивов дремучих дубовых лесов. Как будто о здешних местах писал П. И. Мельников-Печерский в романе «На горах»: Места ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, лугов, оврагов и суходолов». В оврагах, окружающих село Танайково, нередко видны обнажения земных пород, подтверждающие, что многие миллионы лет назад здесь действительно бушевало бескрайнее море.

   В устных сказаниях, передаваемых от поколения к поколению, утверждается, что первопоселенцы-танайковцы располагались саженей на сто севернее современного старого порядка на умеренном склоне, а с годами, когда жилье стало более совершенным, танайковцы постепенно «сползали» ближе к родникам, а на прежнем месте остались сады и хозяйственные постройки, гумны, сенницы, дворы-навесы.

   Хозяйство первые поселенцы вели общиной. Это вызывалось условиями труда. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок леса. Зимний период, в течение которого рубили лес, назывался «сечень», затем лес сушили и  сжигали.

   Такое земледелие называлось подсечным. Обрабатывали землю оралом. Чаще всего сеяли просо, ячмень, овес, рожь, лен. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался «серпень», а месяц молотьбы – «вресень» (врещать – молотить).

   Помимо земледелия, крестьяне разводили домашний скот, охотились, занимались бортничеством, ловили рыбу в реках Пьянее, Мерляне, Кураче. Хозяйство крестьян было натуральным. Покупали только соль и изделия из железа: топоры, пилы, ножи, сошники, наконечники копий.

   В Танайкове, как и в других местных поселениях, в большом ходу была деревянная посуда и утварь, изделия из бересты и луба.

…В 1616 году Нижегородский Печерский монастырь самовольно присоединяет только что образовавшуюся Танайковскую слободку к своим владениям в нижегородском уезде. «А те пустоши у него, Таная, взяты и отданы в Печерский монастырь». Боярские дети хоть и были влиятельными владельцами слободки, однако не стали  заводить разбирательную тяжбу с Синодом и покинули свои владения. С тех пор крестьяне-танайковцы стали крепостными влиятельного монастыря и нового помещика Ивана Елагина. Таким образом, танайковцы из вольных попали в двойную зависимость.

    Пример Печерского монастыря по незаконному захвату и подчинение себе крестьян использовался церковными служащими и в более позднее время.

 Так, в 1792 году «Перевозский Нижний земский суд просит Губернский Нижегородский суд рассмотреть дело о привлечении к суду священника села Ягодного Михаила Иванова за уничтожение меж и межевых признаков, разделявших церковную землю от крестьянской».

   В 1620 году вотчина Печерской обители переводится из Курмышского уезда в Нижегородский уезд с центром в с. Ягодное. Это сделано согласно Указу Государя и Великого князя Михаила Федоровича Романова.

…С развитием производства  и совершенствованием орудий труда, предназначенных для крестьян, в их общине стали появляться бедные и богатые. Древняя община распалась, и на смену ей пришло мелкое крестьянское хозяйство. Это относится к концу 16-17 в.в. В это время русские крестьяне стали подразделяться на частновладельческих, живших на государственных землях, и монастырских.

   В «Писцовой книге», составленной по Ягодинской вотчине Печерского монастыря в 20-х годах 17 столетия, встречаются имена «худых», «молодших», «середних», «  лучших» людей. «Худые» и «молодшие», как правило, писались унижительными именами: Федулка, Пронка, Ондрюшка. «Середние» пишутся полным именем с добавлением имени отца: Гаврила Васильев, Семен Петров. «Лучшие» перечисляются с обязательно полным

именем и отчеством и с прибавлением «сын такого-то»: Дмитрий Борисов сын Панкратов.

   Монастыри в России владели обширными землями, на  которых трудились около 30 % всех крестьян. Во главе хозяйства в монастыре был заведующий (келарь), назначаемый архимандритом. В каждом монастырском селе или деревне келарь имел помощников (приказчиков). Им поручалось вести учет всей хозяйственной деятельности крестьян. Приказчики собирали натуральные и денежные подати, чинили суд и расправу над крестьянами, накладывали на них пени.

   Таким образом, историческое прошлое села Танайково во многом связано с деятельностью Нижегородского Печерского монастыря. 

   Они принадлежали этому монастырю и вели разную деятельность: и полевые работы, и животноводство, и военная деятельность, и строительство.

В писцовых и межевых книгах, относящихся к началу 17 века, содержатся интересные сведения о Танайкове.

Галерея


 

Используются технологии uCoz